Как водить по скользкой дороге?

Как водить по скользкой дороге?

Приход зимы, а с ней — неизбежные гололед и снегопад из года в год вызывают нервозность на дорогах. Водители, позабыв за лето навыки езды по зимним дорогам, а иногда и не имея их вовсе, нередко попадают в неприятные ситуации. Период адаптации к скользкой дороге у каждого автомобилиста проходит по-своему: некоторым опытным водителям бывает достаточно «поскользить» пару часов, а иные не могут привыкнуть к новым дорожным условиям и за неделю. Какие правила должен соблюдать каждый водитель, чтобы первый день зимней езды не стал «днем жестянщика»?

Главное — избегайте резких движений. Нельзя резко изменять передачу, направление движения и резко тормозить. Водители всегда рассчитывают на педаль тормоза как на палочку-выручалочку, но на скользкой дороге к ней лучше не прикасаться. Боковое скольжение и занос автомобиля, колеса которого из-за слишком эффективного торможения (как, кстати, и должно быть при резком задействовании исправных тормозов) оказались заблокированными, может быть вызвано ничтожно малой поперечной силой, например центробежной, всегда сопровождающей любое отклонение от прямолинейного движения. Зимой главный узел безопасности, как ни парадоксально, педаль газа, с помощью которой можно сбросить скорость, прекратить снос передних и занос задних колес, а также вытянуть автомобиль из критической ситуации. Если торможения все же не избежать, то нажимают на педаль тормоза короткими импульсами, чтобы блокирующиеся колеса не успели сорваться в скольжение.

Не следует также выжимать сцепление. Впрочем, если автомобиль попал во вращение, кратковременное выключение сцепления может его остановить.

Если автомобиль в повороте не слушается руля, ни в коем случае не доворачивайте «баранку» на еще больший угол. Естественная, казалось бы, реакция обязательно приведет к потере управляемости. Следует снизить скорость и остановиться.

Чтобы встретить занос «во всеоружии», обе руки водителя должны находиться в верхнем секторе руля. При таком положении рук быстрее и легче поворачивать «баранку». Если машину начало заносить, необходимо сбросить газ таким образом, чтобы двигатель не тянул, но и не тормозил. Руль поворачивают в сторону заноса, а затем, как только скорость машины начала уменьшаться, возвращают в положение «прямо». Резкое торможение в момент заноса и вращение руля из стороны в сторону чревато опасностью полностью потерять контроль над автомобилем.

Избегайте резвых стартов. На скользком покрытии они сопровождаются пробуксовкой колес, пока, наконец, протектор не «схватит» дорогу, и машина не рванет вперед. Подобный маневр весьма рискован, например, при проезде перекрестка, к которому приближается другой автомобиль. Если же колеса буксуют в снегу, то, резко газуя, вы, скорее всего, не освободитесь из снежного плена, а еще больше зароете машину.

Начинающим можно посоветовать найти укромную площадку, где можно, никому не мешая, потренироваться и узнать, как ведет себя автомобиль в изменившихся условиях.

Теперь подойдем к вопросу борьбы со скольжением с технической стороны. В этой связи надо знать, что самые неблагоприятные условия для сцепления колеса с ледяной или заснеженной дорогой возникают, когда температура в зоне контактного пятна шины близка к нулю, что обычно и бывает зимой даже в морозы, поскольку шины в движении нагреваются. При этом между колесом и дорожным покрытием образуется тончайшая водяная пленка, которая является причиной того, что при резком нажатии на педаль тормоза автомобиль срывается в занос, а слишком вольное обращение с акселератором вызывает пробуксовку.

Способов борьбы с пробуксовкой и скольжением колес существует великое множество. Все зависит от конкретных условий эксплуатации. Если зимние маршруты автомобиля будут ограничены улицами крупного города, которые хорошо и быстро очищают, и они скорее мокрые, чем скользкие, то достаточно «переобуть» колеса в покрышки с зимним протектором. Тем не менее по-настоящему «зимней обувью» можно считать только покрышки с шипами противоскольжения.

Задача шипов — продавить тот самый слой воды между колесом и дорогой и обеспечить стабильное сцепление в зоне контакта. И еще: шипы должны изнашиваться одновременно с резиной протектора и не разрывать ее при пробуксовке.

Шип — нехитрый узел, состоящий всего из двух деталей, — корпуса (обычно стального) и запрессованного или впаянного в него твердосплавного стержня. Недавно появились шипы с пластмассовым корпусом. Весят они меньше, чем стальные, следовательно, уменьшилась и масса покрышки в целом, что обусловило снижение неподрессоренной массы, а значит, улучшение комфорта. Установлено также, что несколько снижается расход топлива по сравнению с покрышками со стальными шипами.

Покрышки с шипами способны отлично работать в гораздо более экстремальных условиях, чем обычная зимняя «резина». В то же время следует помнить, что шипы серьезно изменяют характер пятна контакта покрышки с дорогой. При экстренном торможении на мокром асфальте покрышки с шипами проигрывают нешипованной «резине» 10-20% длины тормозного пути. Из-за этого использование покрышек с шипами вызывает далеко не однозначные отклики. Некоторые специалисты считают, что шипованные покрышки создают у водителя иллюзию безопасности, и он нарушает разумную скорость и необходимую дистанцию до впереди идущего автомобиля, поскольку не совсем ясно представляет предел, за которым возможности шипов оказываются исчерпанными. И все же когда предполагается эксплуатировать машину на заснеженных и обледенелых дорогах, то лучшего средства для улучшения проходимости, чем шипованные шины, не найти.