Главная страницаОбо всем для чайников → Начинающему автомобилисту

Начинающему автомобилисту

Все приходит с опытом. В том числе и умение работать "по обстановке". Для новичка же любая непредвиденная ситуация может стать непреодолимым препятствием. Это же касается и ремонта (даже мелкого), который начинающий автомобилист решился произвести собственными силами. "Источники знаний" в этом случае могут быть следующими: чужой опыт (наш герой видел, как эту операцию выполнял кто-то другой - механик, сосед и т.д.); рекомендации руководства по ремонту; собственный алгоритм, выведенный логическим путем.

Последний случай довольно интересен, а потому рассмотрим его подробнее. Имея определенное представление о том узле, над которым предстоит работать, но при отсутствии практического опыта (по данной операции) и полученных через него знаний самоучка лишь может предполагать, что его ждет впереди. То есть, приступив к делу, он нередко действует фактически на авось, предполагая разбираться с возникающими вопросами по факту их появления. Вот тут-то пути бывалого автолюбителя и новичка обычно расходятся.

Набив руку на "Жигулях", "Москвичах", а позже на "Фольксвагенах" и "Ауди", опытный автомобилист уже не испугается закисшего болта, не побоится применить силу, не постесняется взяться за кувалду, наконец, будет полагаться на интуицию. "Чайник" же, если он следует принципу "не навреди" (о котором мы уже как-то говорили в нашей рубрике), в случае непредвиденного препятствия может и отступить. Причина может быть самой банальной - отсутствие необходимого инструмента. Но мы сейчас говорим о другом: барьер будет психологическим. Вот не сказано в руководстве, что где-то нужно приложить определенное усилие или повернуть узел под другим углом, а новичок может и побояться продолжать демонтаж и обратится к услугам мастера. И, возможно, поступит правильно...

И ладно, если бы речь шла о трудоемких операциях (например, со сцеплением, газораспределительным механизмом). Беда "чайника" в том, что такие каверзы могут поджидать его и при выполнении относительно несложных работ вроде замены тормозных колодок. Но самое удивительное (и ужасное для полного профана в технике), что заморочки случаются и в самых элементарных операциях!

Скажем, банальная замена лампочек может отнять гораздо больше времени и усилий, чем может показаться на первый взгляд. Тут уж все зависит от фантазии конструкторов: в иных случаях приходится изрядно попотеть, чтобы совершить эту процедуру. Так, если в одной модели для замены ламп нужно вынуть плату заднего фонаря, крепящуюся за счет замков-защелок (что обычно удобно), то в другой - доставать каждую лампу по отдельности. Последний способ применен, например, в БМВ пятой сери (кузов Е34). Так вот, очень нервная это работа, менять лампочки в данной машине!

Дело в том, что из заднего фонаря вынимается не только лапочка, но и патрон. Вынуть его проще простого, а вот установить на место, согласовав пазы, получится не сразу, тем более на ощупь. Но это еще цветочки по сравнению с заменой лампы передней левой фары на модели 520! Чтобы добраться до задней крышки фары, приходится долго бороться с пластиковыми кожухами, которыми щедро "украшен" моторный отсек "пятерки". Нет, никакого специнструмента не нужно, равно как и каких-то дополнительных знаний. Но как же это муторно!

Вообще, подобраться к передним фарам на многих машинах не так-то просто, а все из-за дефицита места под капотом. Иногда доступ затруднен настолько, что приходится кое-что разбирать. Вот и "Пежо-206", у которого в моторном отсеке наблюдается ну очень плотная компоновка, тоже "нехотя соглашается" на замену лампы. Чтобы добраться до крышки одной из фар, необходимо частично разобрать бачок стеклоомывателя, благо это предусмотрено его конструкцией. Хорошо еще, что доступ ко второй фаре ничем не ограничен.

Но если вы думаете, что подобное вытворяют только французы, вы сильно заблуждаетесь. В Тольятти, например, перемудрили с конструкцией поводков стеклоочистителей для семейства ВАЗ-2110. Как результат - снять рычаг "дворника" оказывается задачей непростой даже при наличии подходящего инструмента. Причем, как вы понимаете, если в иномарке демонтировать механизмы стеклоочистителя случается редко, обычно для профилактики, то в случае с "десяткой" эта операция обещает стать не только "любимой" для владельца, но и частой.

Гайки крутить, оказывается, тоже не так-то просто. По крайней мере, когда речь заходит о моменте затяжки. Автопроизводитель нормирует моменты затяжки резьбовых соединений, измеряемые в ньютонометрах (Нм). Где-то необходимо приложить усилие в 20 Нм, где-то в 34-38 Нм. Не докрутите - крепление впоследствии ослабнет, перетянете - рискуете сорвать резьбу. А теперь вопрос: знаете ли вы, чему равняется усилие, например, в 20 Нм?.. У опытных механиков проблем с определением момента обычно не возникает, остальным же требуется динамометрический ключ.

Есть свои особенности и при работе с жидкостями. Во-первых, прежде чем сливать моторное масло или тосол (он же антифриз), следует заранее позаботиться о таре достаточной емкости и разместить ее с учетом изменения траектории струи. И не забудьте, что технические жидкости в раковину не выливаются... Во-вторых, нужно определиться с той жидкостью, которую вы собираетесь заливать (доливать). Прежде чем покупать масло или антифриз, следует проконсультироваться со специалистами, что именно подходит вашему автомобилю. Например, ни в коем случае нельзя заливать в систему охлаждения иномарок тосол производства стран СНГ. Как правило, это такая гремучая смесь, что радиатор может потечь уже через несколько недель.

Если вы обратились к импортному антифризу, то вам следует знать, что он разбавляется в равной пропорции с дистиллированной водой. Причем любое отклонение от "рецепта" в ту или иную сторону скажется на температуре замерзания антифриза. Так вот, прежде чем восполнять в системе жидкость, установите, что стало причиной ее убывания. Если дело в протечках, тогда необходимо доливать и воду, и антифриз. Если же система охлаждения герметична, тогда причина в выкипании воды - ее-то и нужно доливать.

Как вы понимаете, продолжать в том же духе можно бесконечно долго. А потому подведем лучше итог. Начинающему автомобилисту, не имеющему опыта в обслуживании машины, в случае, если он все же задумал попробовать себя в роли механика, следует прежде узнать о всех нюансах предстоящих работ. Заодно можно будет оценить свои шансы: стоит ли браться за это дело самому или же перепоручить его опытному мастеру. Мелких затруднений бояться не стоит, но и не забывайте, что самолечение тоже бывает вредным.

Вам нравится Opel?
Очень нравится
Только новые модели
В общем устраивает
Только низкой ценой
Никогда не нравился
У меня другая марка