Все о шипованных покрышках

Все о шипованных покрышках

Самые неблагоприятные условия для сцепления шины с ледяной или заснеженной дорогой возникают, когда температура в зоне контакта шины с дорожным покрытием достигает нуля градусов. Между колесом и дорогой тотчас образуется тончайшая водяная пленка, и теперь достаточно более-менее грубо обойтись с педалью газа, тормозом или рулем, чтобы автомобиль ушел в занос или начал буксовать.

 

ДЛЯ БОРЬБЫ С ГОЛОЛЕДОМ

Если автомобиль используется преимущественно в городе, где снег убирают быстро, дорожники не жалеют соли и песка для борьбы с гололедицей и дороги скорее мокрые, чем покрытые укатанным снегом или льдом, то достаточно «переобуть» машину в покрышки с зимним типом протектора (промаркированные значком «M+S», то есть «грязь+снег»). Но если основные маршруты движения пролегают там, где снег не успевают убирать либо этим и вовсе некому заниматься, то самое радикальное средство исключить неприятные сюрпризы и улучшить проходимость — поставить на автомобиль ошипованные покрышки.

Шипы значительно расширяют рабочую зону зимних покрышек, позволяя им эффективно работать в самых экстремальных условиях. У водителя появляется некий резерв безопасности, поскольку покрышки с шипами предоставляют возможность исправить случайную ошибку в управлении автомобилем. Более того, шипы, разбивая ледяную корку, оставляют за собой покрытие, благоприятное для обычных покрышек.

ВЗГЛЯД НА КОНСТРУКЦИЮ

Вообще говоря, к шипам противоскольжения предъявляются всего два требования: они должны изнашиваться одновременно с резиной и не разрывать ее при пробуксовке колес. Требования просты, а потому и сам шип — несложная на вид деталь.

Конструктивно классический шип состоит из корпуса, который изготавливают из мягкой стали или специального алюминиевого сплава, и запрессованного или впаянного в него твердосплавного стержня. Одно время в моду было вошли шипы с пластмассовыми и даже минералокерамическими корпусами. Первые заметно уменьшают вес покрышки, а значит, и неподрессоренную массу автомобиля, но, имея скользкую поверхность, не выносят наездов на края выбоин и трамвайных путей и при неаккуратной езде легко вываливаются из покрышки. Другой вопрос — низкая износостойкость. Выяснилось, что шипы с пластмассовыми корпусами изнашиваются быстрее протектора, а потому через год эксплуатации «тонут» в материале покрышки, теряя всю свою эффективность. А минералокерамика, еще более легкая, чем пластмасса, примерно также недостаточно износостойка и дорога.

По форме шипы бывают одно-, двух- или многофланцевые. У каждой конструкции есть свои приверженцы. Например, Good-year обычно оснащает свои шины однофланцевыми шипами, а Nokian — многофланцевыми. Для автовладельца, покупающего фирменные ошипованные покрышки, форма шипов не имеет особого значения, но если шины предполагается ошиповывать в специализированной мастерской, то надо учитывать как стоимость (однофланцевые шипы должны быть дешевле примерно на треть), так и то, что такие шипы хороши лишь при движении с невысокими скоростями. На скоростных трассах многофланцевые шипы будут надежнее.

Шипы устанавливают в плечевых зонах протектора по определенной схеме. Удачная схема ошиповки делает покрышки одинаково хорошими как на льду, так и на заснеженной дороге. Исходят из того, чтобы в пятне контакта с дорогой одновременно находилось от 8 до 12 шипов. Специалисты считают, что из современных покрышек наилучшие схемы ошиповки приняты на Gislaved Nord Frost II, Nokian Hakkapeliitta 1, Goodyear Ultra Grip 400, Continental Viking Stop 4000 и Fulda Kristall Iglu.

СОБСТВЕННО ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Как ни крути, но шип в протекторе покрышки — тело инородное. Первые несколько сотен километров ошипованные покрышки следует эксплуатировать в щадящем режиме. Резких стартов и торможений необходимо избегать, средняя скорость движения не должна превышать 60-70 км/ч. Другими словами, покрышке с шипами требуется обкатка, чтобы шипы окончательно встали на свои места, и только в этом случае можно гарантировать долговечную работу покрышки.

Собственно говоря, ошипованные покрышки имеют ресурс, пониженный на треть и даже более, чем у летней «резины». Чтобы этот ресурс не стал еще меньше, необходимо следить за давлением. Езда на покрышках с низким внутренним давлением приводит как к быстрому износу шипов, так и преждевременному их выпадению. Понятно, что требуется избегать наездов и особенно торможения на краях выбоин и других препятствий. Рекомендуется ограничить максимальную скорость движения, чтобы она не превышала 70% от предельно возможной для автомобиля.

Важно, чтобы при повторной установке ошипованных колес на следующий зимний период сохранялось прежнее направление вращения. Поэтому, перед тем как покрышки с шипами будут сняты с автомобиля и отправлены на летнее хранение, нужно каким-либо способом отметить, как они стояли на автомобиле.

ЧТО ЕЩЕ НАДО ЗНАТЬ

Чтобы ошипованные покрышки действительно обеспечивали безопасную езду, а не создавали ее иллюзию, шипы должны иметь все четыре колеса автомобиля. Известны случаи аварийных ситуаций, возникавших как раз по причине того, что покрышки с шипами были установлены только на одну ось машины.

При торможении на сколькой дороге автомобиль в ошипованных покрышках может остановиться гораздо раньше, чем следующая за ним машина с обычными колесами. Следовательно, тормозить надо мягче. А на асфальте шипы, напротив, могут подвести. При экстренном торможении на асфальтовом покрытии, свободном ото льда и снега, тормозной путь автомобиля с ошипованной «резиной» увеличивается на 10-20%, и есть все шансы догнать корму впереди идущей машины, если ее водитель резко и неожиданно притормозит.

Наконец, шипы — не панацея от всех бед. Вряд ли они помогут выбраться из рыхлого снега. Тут уж скорее нужен полный привод, а не «гвоздики», торчащие из покрышек.